МБДОУ детский сад № 22 ст. Новоминской
|
Практики субъектности«ПРАКТИКИ СУБЪЕКТНОСТИ»Ориентация современного дошкольного образования на педагогику достоинства, педагогику сотрудничества и педагогику развития (А.Г. Асмолов), для которых базовыми ценностями являются «развитие», «поиск», «ориентация на индивидуальность», приоритетность поддержки разнообразия детства, утверждение дошкольника в качестве основного субъекта образовательной деятельности, – вот основания, актуализирующие сегодня исследование проблемы развития субъектности детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности. Важно подчеркнуть, что термин «субъектность» уже достаточно прочно вошёл в педагогические исследования и педагогическую практику как обозначение социально ценного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия. Вместе с тем, в педагогической литературе при рассмотрении понятия субъектности на первый план выдвигается не столько объяснение этого феномена, сколько его понимание. Из чего состоит субъектность?Субъектность стоит рядом с такими понятиями, как воля, авторство, творчество, действие по собственному замыслу, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, самоорганизация, преодоление трудностей, доведение до результата, внутренний стержень, умение принимать решения, лидерство… В дошкольном возрасте субъектные проявления ребёнка выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. Исследования ученых доказали, что ребёнок в дошкольном возрасте при определенных педагогических условиях становится субъектом детских видов деятельности: игровой, трудовой, художественной. Субъектные отношения могут и должны развиваться с помощью культурных практик. То есть, определённых видов самостоятельной деятельности детей. Например: Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках
15 ноября 2023 в 13:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.